
Как правильно читать книги, чтобы лучше запоминать содержание и глубоко вникнуть в смысл?
На этот вопрос есть лишь один правильный ответ: применять метод чтения в три шага.
Дело совсем не в том, как научиться правильно и быстро читать. Быстрое поверхностное чтение не дает результата. Нужно освоить эффективное чтение, научиться работать с книгой, добывая из нее всю интересующую нас ценную информацию.
И если вы не любитель по нескольку раз читать один и тот же текст (исключения составляют художественная литература и поэзия, которые являются признанной классикой), то стоит научиться выжимать из каждой прочитанной книги весь «сок», чтобы не возвращаться к ее содержанию в будущем и использовать это время более рационально — на новые книги.
Не стоит торопиться — ведь нашей целью является не чтение, как процесс, знакомство с информацией «для галочки», а освоение новых знаний, расширение своего кругозора и повышение уровня умений и навыков. Читать книгу правильно — это работать над ее содержанием. И если через месяц вы не помните 80% информации, которая была в ней изложена — работа не была проделана и время было потрачено впустую.
Каждая книга, написанная автором, имеет какую-то конкретную цель. Им были сделаны важные акценты на отдельных понятиях, которые вы упустили, не запомнили или вовсе не обратили на них внимание.
Книги — это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению…
Ф. Бэкон
Чтобы не тратить время на чтение одной и той же книги дважды, а то и трижды, нужно учиться тому, как правильно читать книги — извлечению всей пользы с первого раза, которое состоит из трех шагов.
Шаг первый — «черновое» ознакомительное чтение
Представьте, что вы выбираете новую машину. С чего вы начинаете? Конечно же, с общего знакомства: ее внешний вид и материалы, которые применялись при ее изготовления. И только потом, получив первое визуальное впечатление, вы начинаете знакомиться с ее техническими характеристиками и комплектацией.
Так же поступаем и с книгой. Для глубокого и эффективного понимания смысла написанного, начинаем с предварительного знакомства:

- внимательно изучите обложку книги, обратив внимание на мелкие детали;
- если присутствует биография автора, то необходимо обязательно с ней познакомиться для того, чтобы создать общее представление о человеке, написавшем данную книгу и стать к нему ближе: узнать историю жизни, события, которые происходили в данный временной промежуток, условия, в которых она создавалась — это необходимое условие того, как правильно читать книги;
- важными разделами являются статьи, которые могут быть размещены в начале и конце книги: «Введение», «Пролог», «Эпилог», «Предисловие» — они, зачастую, рассказывают историю создания книги, содержат интересные факты, имена людей, благодаря которым была написана данная книга и тех, кому она посвящена;
- в этих разделах могут быть перечислены основные темы, упоминание о других книгах этого автора и авторов, освещавших такие же вопросы, а также иная информация, которая будет интересна и полезна читателям;
- собое внимание нужно обратить на оглавление — посмотреть, как строится содержание: разделы, последовательность;
- дальнейшее знакомство с каждой из глав состоит в чтении ее названия и кратким знакомством с текстом и сносками, если они присутствуют — это даст возможность потом быстрее читать книгу, не отвлекаясь на разъяснения;
- по ходу поверхностного ознакомления с содержанием, всегда делать разнообразные пометки, которые станут своеобразными «узелками на память», облегчат запоминание текста.
Если применять прием «чернового» чтения, затратив на него от 10 до 20 минут, в зависимости от объема текста, это поможет глубже понять идею, взгляды автора, позволит лучше осмыслить прочитанное.
Шаг второй — активное чтение
Чтение — это процесс, при котором происходит визуализация образов и понятий.
Что это значит? Когда мы внимательно читаем, то сосредотачиваемся и перед нами возникают образы прочитанного. Мы не только представляем, как выглядит человек или предмет, чувствуем дуновение ветра или другие природные явления, но и ощущаем даже описываемые эмоции и состояния: боль, стыд, жажду, жару, холод.
Это происходит потому, что мы мыслим, а процесс мышления характеризуется визуальными образами. Таким образом, на втором шаге мы внимательно читаем, делаем заметки, собираем информацию, находим ответы на вопросы — этот способ увеличивает степень запоминания прочитанного нами.
Получая множественные ответы на интересующие вопросы, мы увеличиваем наш жизненный опыт, кругозор становится богаче, а приобретенный опыт — бесценным.
Глубокий анализ прочитанного текста позволяет нам добраться до истинного смысла написанного, стать активным читателем, понимающим самого себя и окружающий мир.
Хорошая книга — точно беседа с умным человеком. Читатель получает от нее знания и обобщение действительности, способность понимать жизнь…
Толстой А.
Вспомните, как вы воспринимали то или иное произведение из школьной программы в детстве и сравните с тем, как вы понимаете его сейчас. Не правда ли, это разные впечатления от прочитанного? Происходит так потому, что в детстве мы пользовались методом поверхностного чтения, когда наш жизненный опыт не позволял нам увидеть все нюансы прочитанного. Это было чтение для развлечения или же по необходимости — не осмысленное чтение.
Взрослому человеку характерен метод активного осмысления прочитанного. Приходит опыт, а с ним и понимание вещей. Чем больше мы читаем, тем становимся глубже, наши поступки адекватнее и мы более интересны окружающим. Делая заметки на полях книги, выделяем основные мысли, ключевые фразы, понравившиеся цитаты, которые могут пригодиться, помечаем страницы, содержащие важные понятия и затронутые темы — так создаем свою собственную структуру книги, понятную лишь нам и способствующую лучшему запоминанию содержания.
Сделаем выводы по второму этапу чтения:
- будьте активным читателем;
- задавайтесь большим количеством вопросов;
- ищите в книгах ответы на все существующие потребности;
- при чтении структурируйте материал различными доступными способами;
- делайте как можно больше «узелков на память» — разнообразных пометок;
- вникайте в глубокий смысл всего прочитанного и тогда ваше чтение будет осмысленным и приносящим пользу.
Шаг третий — чтение по заметкам
После того, как книга была полностью прочитана и разобрана, отложите ее в сторону на несколько дней, — пусть полученная информация усвоится. Спустя время, снова возьмите ее в руки и уделите несколько минут своей жизни тому, чтобы прочитать ее еще раз.
Вам потребуется гораздо меньше времени и чтение будет ускоренным. Почему? Да потому, что в этот раз вы сосредоточитесь на самом основном, том, что выделили для себя, посчитав главным. Делая заметки и вникая в суть, вы обдумывали вопросы, комментировали чтение. И теперь вы взглянете иными глазами на материал, он засияет новыми, ранее не замеченными красками, покажется, что только лишь сейчас до вас дошел весь смысл написанного автором.
Я странно читаю, и чтение странно действует на меня. Что-нибудь, давно перечитанное, почитаю вновь и как будто напрягусь новыми силами, вникаю во все, отчетливо понимаю и сам извлекаю умение создавать…
Достоевский Ф.
Заключительный шаг чтения покажет — то, что подчеркивали и выделяли ранее, анализируется сейчас и откладывается в памяти надолго. Даже спустя большой период времени и забыв о чем была эта книга, вы, просмотрев свои заметки, быстро вспомните мельчайшие подробности, не говоря уже об основных мыслях и положениях.
Только такой метод чтения будет приносить ожидаемые результаты.
Сделать данные три шага — это ответ на то, как правильно читать книги, чтобы лучше запоминать прочитанное.
Желаю успехов и больше хороших, нужных, важных книг в вашей жизни.
